Научная статья на тему 'Психологические особенности принятия решений: влияние контекста'

Психологические особенности принятия решений: влияние контекста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3635
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТЕКСТЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТЕКСТ / ВРЕМЕННОЙ КОНТЕКСТ / PSYCHOLOGY OF DECISION MAKING / INTERNAL AND EXTERNAL CONTEXTS / PERSONAL CONTEXT / TIME CONTEXT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаврова Н. А.

В статье показано влияние объективного (время) и субъективных факторов на процесс принятия решений. Описаны ход и результаты эксперимента по выявлению психологических особенностей принятия решений в контексте дефицита времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the influence of objective (time) and subjective factors on decision making. It describes stages and results of experiment on finding psychological peculiarities of decision making in the context of lack of time.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности принятия решений: влияние контекста»

Н.А. Лаврова

Психологические особенности принятия решений: влияние контекста

В статье показано влияние объективного (время) и субъективных факторов на процесс принятия решений. Описаны ход и результаты эксперимента по выявлению психологических особенностей принятия решений в контексте дефицита времени.

Ключевые слова: психология принятия решений, внешний и внутренний контексты, личностный контекст, временной контекст.

Важнейшей профессиональной функцией руководителя любого уровня является принятие решения, которое осуществляется в условиях действия самых разных факторов - объективных и субъективных. Исследование этого процесса ведется нами с позиций теории контекстного обучения А.А. Вербицкого, в работах которого и его последователей показано смыслообразующее влияние внутренних и внешних контекстов на все психические процессы субъекта, ход и результаты его деятельности.

Педагогика и психология

Общая психология

Внутренним контекстом являются индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешним - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует [1].

На процесс принятия решения большое влияние оказывает такая составляющая внешнего контекста, как время. Вся человеческая деятельность протекает в контексте времени, и само время выступает одним из критериев этой деятельности [3]. Способность принимать решения в ограниченное время является важной компетенцией любого специалиста, одним из основных условий успешности его деятельности. Известно, что при дефиците времени человек склонен использовать упрощенные стратегии, уделять внимание небольшому количеству факторов, что зачастую является причиной принятия неверных и неэффективных решений.

Время задает внешний, объективный контекст деятельности человека, но не меньшее влияние на ее процесс и результаты оказывает субъективный, личностный контекст, обусловленный индивидуально-психологическими особенностями человека, типом его темперамента, уровнем самооценки, выраженностью склонности к риску, гендерными особенностями и т. п.

В одной из серий эксперимента мы выясняли влияние разных типов темперамента на процесс принятия решений группой испытуемых - студентов психологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова. Среди 45 испытуемых с чистым или преобладающим типом темперамента оказалось: холериков - 21, сангвиников - 13, флегматиков - 5, меланхоликов - 6 человек. Одну группу испытуемых мы сформировали из числа индивидов со сходным типом темперамента, другую - с разным. Оказалось: 1) при наличии в группе лидера обсуждение заканчивалось принятием решения, а при отсутствии лидера оно вообще не принималось; 2) в зависимости от типа темперамента лидера группы тот же оттенок темперамента приобретали действия остальных членов группы.

Целью другой серии экспериментов была выявление влияния гендерных особенностей испытуемых на эффективность принятия решений. Как и в предыдущем случае, испытуемыми были студенты психологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова. Испытуемые работали в парах разного состава - женских, мужских и смешанных. В качестве экспериментального материала мы взяли игру в шахматы. Известно, что шахматная партия представляет собой ряд последовательных ходов игроков, направленных на достижение конечного результата - выигрыша.

Каждый шахматный ход - это результат процесса принятия решения, заключающегося в выборе из ряда альтернатив той, которая в наиболь-

шей степени способствует выигрышу. Фиксировалось время, затрачиваемое испытуемым на каждый шахматный ход, время принятия решения и конечный результат каждой партии.

На начальном этапе эксперимента проводилось анкетирование студентов на предмет знания правил шахматной игры. Затем с целью уточнения представленной в анкете информации с каждым проводилось собеседование. В результате были отобраны испытуемые, обладающие знанием правил игры в шахматы, но не имеющие навыка такой игры. Общее число испытуемых составило 386 человек. По результатам предварительного этапа для участия в основном этапе эксперимента отобрано 58 человек (29 пар) в возрасте от 20 до 48 лет (студенты дневного, вечернего, заочного отделений), из них 11 мужчин и 47 женщин. Разные объемы выборки мужчин и женщин обусловлены тем, что на факультете психологии учится мало лиц мужского пола.

Основной эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе шахматная партия не ограничивалась по времени. Перед началом партии испытуемым напоминали правила и просили начать игру. Экспериментатор фиксировал в специальном бланке результат каждой партии (выигрыш или проигрыш) и время, затрачиваемое испытуемым на каждый ход. Для дополнительной мотивации на выигрыш испытуемым сообщалось, что выигравший получит приз.

Обработка результатов этого этапа эксперимента заключалась в определении числа выигрышей, среднего времени принятия решения по каждому ходу каждым участником и среднее время по всей выборке испытуемых. Последнее составило 22,9 с. Далее мы взяли минимальное время принятия решения, затраченное наиболее «быстрым» испытуемым (4,2 с), и вычислили среднее значение затрат времени на каждый ход посредством сложения этого наименьшего времени испытуемого со средним по всей выборке (22,9 с) и деления на два. Получено среднее время, равное 13,5 с.

Второй этап эксперимента проводился в тех же условиях и с теми же парами; изменялся только один параметр - испытуемые были ограничены во времени (13,5 с на принятие решения по каждому ходу). По инструкции экспериментатора, если испытуемый не примет решение за это время, он пропускают свой ход; соответственно, вероятность его выигрыша резко снижается. Все данные фиксировались в специальном бланке.

Статистическая обработка, анализ и обобщение полученных результатов позволили выделить 4 группы испытуемых по способности принимать решения и эффективно действовать в условиях дефицита времени (табл. 1).

Педагогика и психология

Общая психология

Таблица 1

Средние значения времени принятия решения

№ группы 1 этап 2 этап

1 группа 37 5,5

2 группа 37,5 5,8

3 группа 14,4 4,6

4 группа 28,6 5,1

В первую группу вошли 13 человек, из них 8 женщин и 5 мужчин, улучшивших свои результаты, т.е. работавших более эффективно в условиях ограничения времени. Среднее время принятия решения на каждый ход по этой группе на первом этапе эксперимента составило 37 с, на втором - 5,5 с.

Вторую группу составили также 13 человек, из них 10 женщин и 3 мужчины, ухудшивших свои результаты в заданных условиях ограниченного времени. Их среднее время принятия решения на первом этапе эксперимента составило 37,5 с, а на втором - 5,8 с.

Третья группа, состоящая из 11 человек, в том числе 10 женщин и 1 мужчина, работала эффективно как при ограничении времени, так и без него. Среднее время принятия решения по этой группе на первом этапе эксперимента составило 14,4 секунд, на втором - 4,6 секунд.

В четвертую группу вошли 21 человек, из них 19 женщин и 2 мужчин, работа которых оказалась неэффективной как при ограничении во времени, так и без него. Среднее время принятия решения по этой группе в первой серии эксперимента составило 28,6 с, во второй - 5,1 с.

Больше всего времени на принятие решения затратила вторая группа испытуемых, ухудшившая результаты шахматной игры в условиях ограничения времени, при этом среднее время принятия решения на один ход на первом и на втором этапах оказалось наибольшим среди других групп. А меньше всего времени затратили испытуемые третьей группы, затратившие наименьшее время на принятие решения на обоих этапах эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод: чем меньше человек затрачивает времени на принятие решения в условиях дефицита времени, тем эффективнее он действует.

На следующем этапе эксперимента все испытуемые обследовались с помощью ряда методик: личностный опросник Р. Кетелла, методика выявления робости, нерешительности, методика Шуберта, направленная на исследование готовности к риску, тест «Способность принимать решения» Р.И. Мокшанцева. Рамки статьи не позволяют подробно описать их результаты, поэтому кратко приведем некоторые из них.

Представители первой группы, работавшие более эффективно в условиях ограничения времени, более прямые, откровенные, естественные и непосредственные в своих проявлениях по сравнению с представителями второй группы, ухудшивших результаты работы на втором этапе. Их отличает также большая степень беспечности, самонадеянности, безмятежности, жизнерадостности. Они склонны экспериментировать, мыслить свободно, быть более радикальными в своих взглядах. Представителей второй группы отличает больший консерватизм, неверие в оригинальные идеи и решениям.

Сравнение испытуемых по гендерным признакам показало следующее. У мужчин и у женщин достаточно высокий уровень интеллекта (по Кет-телу), но при этом имеется статистически значимая разница: у мужчин уровень интеллекта выше, чем у женщин. Имеется также статистически значимая разница по фактору мечтательности и практичности. Они достаточно сбалансированы у тех и других, однако мужчины оказываются более практичными и менее мечтательными, чем женщины.

У испытуемых первой группы наиболее низкий уровень робости, нерешительности и средний уровень готовности к риску. Можно констатировать, что такие испытуемые способны более эффективно принимать решения в условиях дефицита времени, чем те, которые имеют более высокие показатели робости, нерешительности. Самый высокий уровень робости, нерешительности наблюдается в четвертой группе, эти испытуемые имеют и наиболее низкий показатель готовности к риску.

Наиболее высокий показатель готовности испытуемых к риску, резко отличающийся от остальной выборки, оказался в третьей группе. Испытуемые быстрее всех принимали решения и на первом, и на втором этапах эксперимента. Можно сделать вывод: чем выше индивидуальная готовность к риску, тем быстрее и эффективнее принимаются решения как без ограничений во времени, так и в условиях его дефицита. Можно предположить, что данной категорией испытуемых заданное в нашем эксперименте ограничение времени принятия решения (13,5 с) не воспринимается как дефицит, а просто выступает неким ограничением, достаточным для принятия эффективных решений.

В целом для 72% мужчин внешний контекст (время) оказывается определяющим для эффективного принятия решений, вне зависимости от личностного контекста. В то же время у женщин эффективность принятия решений зависит от внешнего контекста только в 39% случаев; для них важнее оказывается личностный контекст. Таким образом, временной контекст оказывается почти в два раза важнее для мужчин, чем для женщин.

Педагогика и психология

Общая психология

Женщины уверенно занимают лидирующую позицию по сравнению с мужчинами в третьей и четвертой группах, что свидетельствует об их большей стабильности и независимости от ограничений во времени по сравнению с мужчинами. В то же время мужчины занимают лидирующее положение в первой группе, что свидетельствует об их способности более эффективно действовать в условиях дефицита времени по сравнению с женщинами. По результатам эксперимента в условиях дефицита времени мужчины принимают решения в 2,5 раза эффективнее, чем женщины.

Обобщая результаты эксперимента, можно сделать следующие основные выводы.

Личностный контекст, определяемый через самооценку и высокий уровень готовности к риску индивида, оказывается определяющим для эффективности процесса принятия решений вне зависимости от временного контекста (наличие или отсутствие ограничений во времени).

Временной контекст (ограничение во времени) является определяющим для эффективности процесса принятия решений при определенном личностном контексте. Низкий уровень нерешительности, открытость, самонадеянность, безмятежность, способность к экспериментированию, большая радикальность во взглядах позволяют принимать в этих условиях более эффективные решения.

С точки зрения эффективности принимаемых решений временной контекст оказывается для мужчин почти в два раза важнее, чем для женщин, для которых более важным является личностный контекст.

Библиографический список

1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М., 1999.

2. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решения. М., 2003.

3. Штомпель Л.А. Время: Культурно-исторический смысл: Дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-н/Д., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.